История прихода

Новости Церквей | 08/03/2013 18:12

Село Мотовиловка живописно раскинулось по обеим стропам реки Стугны, выше Василькова, в 14-ти километрах, разделяясь на две части, одна из которых расположенная на правой стороне, называлась Панской, ныне Велыкою. Другая часть тянется по над Стугною с левой или северной стороны и назывался Казенной Мотовиловкою, ныне Червонною(были времена когда Червона Мотовиловка носила также и название Камянка). Западная око­нечность помещичьей или Велыкой Мотовиловки, отделяемая полем в 2километра, называется Мотовиловской слободкой и когда то составляло отдельное имение, принадлежавшее Фелициану Хоецкому, а потом полковнику Богушу.

Предание повествует о том, что Мотовиловка в давние времена была местом или городом под названием Мина обитаемом греками, в котором греческих домов было более 600. В городе быль укрепленный замок и церковь, которой место народное предание назначает там, где раньше был дом помещика Руликовского и где найдено множество гробов и металлических крестов, какие обыкновенно носят греческие священники. Валы и рвы, которые окружали это давнее городище, по большой части и доныне существуют. В свое время владетель части Мотовиловки взял эти остатки старины в свой сад, чтобы предохранить их от уничтожения.

Первым письменным упоминанием можно считать запись папского нунция Бруно Стефано, датируемой 1018 годом, который так же упоминает городище Мину.

Во времена набегов Печенегов или Половцев, по народному преданию, город этого подвергся совершенному уничтожению и назывался Пустыми Городищами. Затем пустые Городища начали заселяться и приняли название Гуляники. В дарственной грамоте князя Юрия Андреевича (Китая) 1159 года, коею Васильков пожалован Печерской Лавре, упоминается о Гуляниках, с которых назначена десятина на монастырь от всех владений. В первой по­ловине XV века Александр (Олелько) Владимирович, князь Киевский подарил Гуляники князю Михаилу Ивановичу Сквира — Рожиновскому. Сын этого Ми­хаила Яцько, нуждаясь в деньгах, одолжил у Зимянина Киевского Пашковича 80 копь грошей литовских и заставил за этот долг имение свое Гуляники. Этот Пашкович умер бездетным, и поступило ли имение, по его смерти в чьи-либо руки, неизвестно. Известно только, что во время Александра, князя Литовского, Гуляники были уже во владении Филиппа Ивашкевича, предоставленные ему коро­левскою властью за заслуги. По смерти Ивашкевича, Сигизмунд 1-й в 1528 году подтвердил вдове его и детям Феодору и Анне пожалование князем Александром сделанное, и сверх того, во внимание его заслугам, присовокупил для них и другие некоторый владения в воеводстве Киевском. Феодор Филиппович умер бездетным и Гуляники достались, по праву наследства, его сестре Анне, которая вышла замуж за Франца Касперовича Радзиминскаго, подкомория Полоц­кого и полковника королевских войск. Но имение недолго было во владении Радзиминских. Во время одного из нашествий татар, Гуляники совершенно опустошены, а владельцы бежали в глубину Литвы…В 1560 году князь Константин Острожский, воевода Киевский, дарить это имение Ивану Мотовиловцу, как собственность государственную. От этого Мотовиловца Гуляники переименованы Мотовиловкою. Неизвестна участь как этого нового облада­теля Мотовиловки, так и его наследников. Кажется вина их удаления от владения имением та, что они были православные и русские, подобно князю Острожскому, наделившему их имением. Потому, по принятой польским правительством системе, король Сигизмунд 1-й в 1595 году дарить Мотовиловку Яну Аксаку, Киевскому земскому судье, на праве ленном, а затем, удовлетворяя просьбу отца, тот же король предоставляет имение сыну его Сте­фану Аксаку, привилегиею, данною в Варшаве 1623 года. Между тем Михаил Радзиминский, сын Франца, чудесно спасшийся в детстве от татар, достигши совершеннолетия, начал иск с Яном Аксаком, домогаясь имения. Дело это шло сначала в Киевском городском суде; истец утверждал, что Ян Аксак овладел имением его, с собственным названием Гуляники и в нем уже осадил несколько сот людей, пользуясь доходами с пасеки, охоты, а также рыбных ловель, устроил ставы и млыны,получая каждый год доход с имения, более нежели 300 коп грошей литовских. Впрочем, не один Радзиминский называл себя владетелем этих имений. К ним также объявил претензию Юрий Рожновский, называвший себя потомком князей Сквира-Половцов Рожновских, давних владетелей Гуляник. Процесс этот судом городским Киевским, по апелляции, был перенесен в трибунал Любельский. Но скоро один за другим окончили жизнь и Ян Аксак и Михаил Радзиминский и Юрий Рожновский. Трибунал приказал разобрать и решить претензии всех сторон в годичный строк особой комиссией вольного коронного сейма, которая 1625 года и присудила Гуляники Яну Радзиминскому, сыну покойного Михаила. Право ленное, данное Стефану Аксаку уничтожено, а претензии наследников Рожновского признаны как неосновательные. Того же еще года Ян Радзиминский продал Гуляники братьям Стефану и Михаилу Аксакам, за сумму 50,000 злотых польских. Причем в продажном акте было выговорено, что продается все: «с людьми подданными мещанами в местечке живущими, также на хуторах; на селах бывшими данниками, и на каких бы то нибыло повинностях, поселившимися с чиншами, со всеми их податями и повинностями, ставами, млынами и их доходами, с бо­рами, лесами, полями, сеножатями, реками, с гонами бобро­выми (теперь и слуху о бобрах в этих местах нет, леса и дубровы также почти истреблены), озерами, с ловами птичьими и рыбьими». Впоследствии времени один Стефан Аксак, судья земский Киевский заделался, владетелем Гуляник, по силе заделки 1630 года с братом своим Михаилом. Таким образом, имение это непрерывно оставалось во владении его дома до 1729 года, в котором, по смерти Иосифа Аксака, Мотовиловка с окрестными селами досталась в наследство родной сестре его Терезе Курдвановской, а впоследствии заделалось собственностью ее потомков: Курдвановских, Куропатницких, Метельских и Руликовских. В 1749 году Иосиф Руликовский, подчаший Бельский заплатил почти всем совладельцам Мотовиловского имения, исключая двух небольших частей Метельского и Скринецкого, которые части свои продали уже сыну Иосифа Игнатию Руликовскому. Сын Игнатия Эдуард Руликовский владелец половины Мотовиловки, по правую сторону Стугны лежащей, известен описанием уезда Васильковского, составленным на польском языке .

Мотовиловка от давнейших времен называлась всегда местом (городом). В 1686 году, когда Киев с округом по реку Стугну отошел к России, половина этого места, лежащая по левой сторон Стугны, присоединилась к России, тогда как правая сторона отошла к Польше. Часть, оставшаяся на левой стороне или Русская, в 1720 году гетманом Скоропадским подтверждена за Киево-Братским монастырем, за которым и числилась до отобрания монастыр­ских имений в казну. Другая половина Мотовиловки оставлена Польским прави­тельством в роде Аксаков. Впрочем, знаменитый Палий, овладевший Белой Церковью и Фастовом и, не признавая пожалований, сделанных Польским прави­тельством, обязательными для их признания, подобно тому, как Поль­ское не признавало пожалований Русских, изгнал из Мотовиловки Аксаков и содержал здесь гарнизоном отряд казаков. В последние годы существования Польши в пограничном Мотовиловском замке помещались погра­ничные суды для решений обоюдных споров подданных русских и польских. В последние годы перед большевистским переворотом Мотовиловкой владели Руликовские где имели очень хороший каменный в два этажа дом, а само имение состояло из части села Мотовиловки и деревни Оленовки и затем известный меценат и сахарозаводчик Тарнавский, которого к стати сказать в его имении часто посещал знаменитый художник Врубель…

В Мотовиловке пред революцией было две православные церкви. В казенной части села, Покров­ская, 4-го класса, а в помещичьей Рождества Богородицы, причисленная к 3-му классу; та и другая были деревянные, имели по указной пропорции земли. На месте совершенно обветшавшей Покровской церкви предложено было построить каменную церковь, которая и была заложена е в 1839 году и построена была вчерне за счет казны; но по непрочности произведенных работ она обрушилась. В последствии строится палатою государственных имуществ на место завалившейся, деревянная ,в меньших размерах на счет прихожан, а о причинах непрочной постройки тогда тянулась долгая переписка. В 30-тых годах 20-го столетия была закрыта и использовалась как зернохранилище. В годы немецкой оккупации богослужения возобновились и до 1992-года не прекращались. В 92-ом Церковь и Покровский приход попал в гущу событий связанных с созданием неосекты ,которую принято называть «Киевский патриархат». При содействии тогдашнего председателя Сельского Совета Михаила Стельмащука, используя насилие,взламав замки и сфабриковав подложные документы, храм был захвачен и ныне незаконно удерживается во владении выше указанной религиозной организацией, которая себя называет «УПЦ КП»,или Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата.

Церковь Рождества Богородицы очень давняя потому, что еще в визите 1746 года Фастовского деканата , она описывается: причем сказано, что она «деревянная с тремя куполами. Колокольня при ней пристойна, имевшая 5-ть колоколов; погост огорожен дубовыми палями»; при ней тогда был священником Василий Самолевский, посвященный заграницею, то есть в России, и утвержденный при церкви но ходатайству тогдашнего владельца Фрацишка Метельского, мечника Киевского. Кроме мотовиловских жителей помещичьего владения в приход входила деревня Оленовка с 1037 душами обоего пола и в 4-хъ верстах отстоящая, Мотовиловская слободка. Церковь тоже претерпела множество бед. В 20 -тих годах 20-го столетия, храм был захвачен так называемой «автокефальной церковью»,после чего с перерывами в ней совершались богослужения, а в 1962 году была разрушена, так как «мешала » строительству школы, сейчас на месте храма стоит памятник павшим войнам ВОВ.

В 1993 году была возобновлена регистрация Свято-Покровского прихода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которой принадлежал Покровский храм до описываемых событий. Затем были годы скитаний по арендованным помещениям. В 2001 году на средства Свято-Вознесенского храма г. Киева, что на Димеевке и многих других жертвователей, был куплен дом и участок земли, невдалеке от поруганного Покровского храма. В доме был устроен Покровский храм, а за тем в 2004 году теплый предел во имя свят. Тихона Задонского.

Учитывая численный рост Свято-Покровского-Тихоновского прихода УПЦ МП, было решено начать строительство нового Свято-Андревского храма. Храм был заложен в 2004 году. 26 августа, тогдашним викарием Киевской митрополии, архиепископом Переяслав-Хмельницким, Митрофаном, была совершена закладка храма и Божьей Милость ныне уже завершились работы по фундаменту, строительство продолжается.

В недавнем времени был сооружен и кладбищенский храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», где регулярно совершаются заупокойные богослужения и отпевания усопших.

Автор: Владимир
Источник: http://prav-motovilovka.cerkov.ru/nash-prixod/istoriya-2/
Молитовне Служіння
18/04/2024 15:36 | Видеоблоги
Наша місія нести євангеліє, культуру та цінності царства Божого у всі сфери суспільства. Щоб отримувати найсвіжішу інформацію про все, що відбувається у церкві Прославління, слідкуйте за нами в соціальних мережах....
Ранкове Служіння, Денне Служіння, Молитовне Служіння (Залиште один варіант та нічого не додавайте)
18/04/2024 15:31 | Видеоблоги
Наша місія нести євангеліє, культуру та цінності царства Божого у всі сфери суспільства. Щоб отримувати найсвіжішу інформацію про все, що відбувається у церкві Прославління, слідкуйте за нами в соціальних мережах....
Церква «Відродження»
18/04/2024 11:40 | Видеоблоги
Церква «Відродження» ...
Вивчення Слова, Ів 3: 1- 21, Церква ЄХБ Храм Спасіння, пастор Юрченко В.А
18/04/2024 09:33 | Видеоблоги
Вивчення Слова, Ів 3 : 1 - 21, Церква ЄХБ Храм Спасіння, пастор Юрченко В.А. 7 квітня 2024...
Богослужіння в Церкві ЄХБ Храм Спасіння
17/04/2024 20:20 | Видеоблоги
Богослужіння в Церкві ЄХБ Храм Спасіння, 7 квітня 2024...
Три хрести- Два шляхи. Віталій Тєрєхов. «Світло Світу» Павлоград
17/04/2024 14:39 | Видеоблоги
Три хрести - Два шляхи | Віталій Тєрєхов | «Світло Світу» Павлоград | 17 квітня 2024...
Служіння – Служіння хвали та поклоніння
17/04/2024 13:51 | Видеоблоги
Ми благословляємо вас! Приєднуйтесь до трансляції, будьте та моліться разом з нами....
Користь Біблії 📖
17/04/2024 08:04 | Видеоблоги
Користь Біблії 📖...
Потенційний зрадник. Олександр Парфенюк
17/04/2024 07:42 | Видеоблоги
Потенційний зрадник | Олександр Парфенюк...
Божий план на сім'ю Юрій Гимон
16/04/2024 18:55 | Видеоблоги
"Божий план на сім'ю" Юрій Гимон...
Вивчення Біблії
16/04/2024 15:03 | Видеоблоги
Християнська церква "Благодать Христа", м. Харків...
Церква «Відродження»
16/04/2024 09:07 | Видеоблоги
Церква «Відродження» ...
Віра, яка отримує чудеса. Степенський Ігор
16/04/2024 07:00 | Видеоблоги
Віра, яка отримує чудеса | Степенський Ігор | 14.04.2024...
«Три грані віри», Баглай В
15/04/2024 12:33 | Видеоблоги
Три грані віри Крім багатьох інших граней, наша віра має наступні: джерело, об'єкт, результат. Запис служіння 7 квітня 2024...
Проповідь по 2 Петра 1:1-4, Никонович О
15/04/2024 12:31 | Видеоблоги
Проповідь по 2 Петра 1:1-4 Серія проповідей «Друге послання Петра»:...
«Воскресле життя у Христі», Колосян 3:1-4. Саяпін Я. В
15/04/2024 12:30 | Видеоблоги
Воскресле життя у Христі Колосян 3:1-4 Запис Великоднього служіння 31 березня 2024...
«Повеління воскреслого Христа», Матвія 28. Баглай В
15/04/2024 12:30 | Видеоблоги
Повеління воскреслого Христа Ісус говорить своїм учням: не бійтеся; радійте; підіть і розкажіть. Запис Великоднього служіння 31 березня 2024...
Чим книга пророка Амоса може докорити нас?- Сергій Колесник
15/04/2024 05:22 | Видеоблоги
Чим книга пророка Амоса може докорити нас? - Сергій Колесник...
And the angels Cry Holy
14/04/2024 16:45 | Видеоблоги
And the angels Cry Holy...
The Judgment of God. Ruslan Condratiuc
14/04/2024 15:59 | Видеоблоги
We pray Light Of The World Church and its Sermons will encourage and strengthen your walk with Christ. If you want to accept Jesus as your savior, or have some unanswered questions, we would like to hear from you!...

1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 | далее >>   (всего - 30843)



все новости